Нормы речевого развития ребёнка

Показатели развития детской речи в возрасте от 2 до 7 лет

В этой статье мы хотели рассказать об основных показателях развития детской речи в дошкольном возрасте, так как многие родители в определённый момент задаются вопросом «Правильно ли развивается речь моего ребёнка?». Хотим обратить ваше внимание на то, что приведённые ниже показатели достаточно условны. У каждого ребёнка есть свои индивидуальные особенности, которые зависят как от его биологических ритмов развития, так и от окружающего его социума. Но, несмотря на это, существуют ориентиры, которые заложены в нервной системе у большинства детей и с их помощью можно определить, в норме ли речевое развитие малыша. Допустимо отклонение от данных норм в рамках полугода, если ребёнок в 4,5 года не усвоил то, что должен знать по возрастным показателям в 4 года, то стоит задуматься о необходимости обратиться к специалисту.
razvitie-rechi-rebenka

Выберите возраст ребенка, чтобы узнать показатели речевого развития

  • 2-3 года
  • 3-4 года
  • 4-5 лет
  • 5-6 лет
  • 6-7 лет
В активном словарном запасе малыша примерно 100-300 слов, наблюдается его постоянное увеличение. Ребёнок может показать части своего тела. Отмечается наличие прилагательных (платье красивое, кукла хорошая). Правильное произношение звуков в стадии формирования, большинство из них малыш произносит неправильно. Использует в речи короткие предложения (из 2-3 слов), но отмечается большое количество грамматических ошибок. Малыш отвечает на вопросы словами «да» и «нет», пользуется местоимениями «я, ты, мне». Может понять содержание сказки или рассказа, сначала с помощью иллюстраций, а позже без опоры на них. Родители понимают примерно 60% из того, что говорит малыш.
В 3-4 года у ребёнка появляются новые навыки артикуляции звуков родного языка. Он может заметить неправильное произношение звуков сверстниками. Формируется произношение твёрдых звуков «с, з, ц». Некоторые трёхлетние дети осваивают сложный в произношении звук «р», хотя полная его артикуляция происходит позже. Специалисты не считают целесообразными занятия с логопедом по постановке звуков на этом этапе, так как артикуляционный аппарат ребёнка ещё формируется. Малыш правильно пользуется местоимениями, иногда наблюдается присутствие в речи множественного числа существительных и прошедшего времени глаголов. Активный словарный запас увеличивается до 1000 слов. В него включаются обобщающие слова (игрушки, посуда, мебель). Окружающие ребёнка люди достаточно хорошо понимают, что говорит малыш. Он может ответить на сложные вопросы осмысленным ответом. В речи ребёнок правильно употребляет как минимум три предлога («на, за, под»). Также сознательно использует в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (игрушечка, мячик), даже придумывает свои слова (платочичек).
Для 4-5 летнего ребёнка требования к речевому развитию существенно возрастают. Малыш должен правильно употреблять в речи слова с разной степенью обобщения и уметь не только объединить их в одну лексическую группу, но выстроить такую цепочку из слов, как «берёза-дерево-растение». Активный словарь ребёнка пополняется наречиями, обозначающими пространство и время – сверху, снизу, завтра, сейчас. Ребёнок в этом возрасте начинает заниматься словотворчеством. Он пытается по аналогии образовать слова: например «сильно-сильнее» - «звонко-звончее». Ему не всегда удаётся это сделать правильно, но попытки такого словообразования свидетельствуют о правильном речевом развитии малыша. При произношении звуков у ребёнка на 5 году жизни допускается недостаточно чёткое произношение вибрирующего звука «р», исчезает замена шипящих и свистящих другими звуками.
Шестой год жизни ребёнка характеризуется большим скачком именно в развитии связной речи у ребёнка. Он составляет рассказы по картинкам, пересказывая тексты, соблюдает логическую последовательность описанных событий. В предложениях встречаются все части речи. Ребёнок к шести годам овладевает первоначальными навыками звукового анализа (определяет местонахождение звука в слове, может назвать все звуки в слове по порядку). В 5-6 лет ребёнок полностью овладевает правильным произношением звуков. Активный словарный запас включает 2500-3000 слов.
Отмечается стремительный рост словарного запаса, ребёнок с первого раза может запомнить услышанное слово. В речи ребёнок использует сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, пересказывает художественные произведения последовательно, без перестановок. При этом безошибочно использует в речи все формы существительных, прилагательных, глаголов, правильно строит предложения. Нарушения в звукопроизношении отсутствуют. У ребёнка сформировано восприятие звуков на слух (он различает гласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные).

Copyright©2019 | Автор: Ольга Горбунова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *