Учим ребенка читать. На что стоит обратить внимание?

В этой статье мы постараемся ответить на вопросы, волнующие каждого родителя перед поступлением ребёнка в школу. Обучение чтению — задача не из лёгких. Нужно набраться терпения, и быть последовательными в своих действиях, если вы решили учить ребёнка читать, не прибегая к помощи педагогов.

Когда же необходимо родителям задумываться о том, что настала пора, чтобы взять в руки «Букварь»? Психологи считают, что ребёнок готов к обучению чтению в возрасте 4,5-6 лет. Как показывает практика, большинство детей проявляют интерес к чтению, когда им исполнится 5 лет. Но нельзя руководствоваться в этом вопросе лишь возрастными рамками. Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и не упустить момент, когда он начнёт проявлять неподдельный интерес к чтению.

Обучение чтению 1

Наблюдайте за своим ребёнком и обратите внимание на следующие факторы, которые помогут вам увидеть, что ваш ребёнок подготовлен к процессу освоения чтения:

  • Дошкольник правильно произносит звуки речи, у него развито слуховое внимание.
  •  У ребёнка сформирован запас слов, согласно возрастной норме (к 5 годам он составляет примерно 2500-3000 слов).
  • Ребёнок может анализировать звуки на слух (различает гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки), определять в слове первый и последний звук, повторить услышанный звук.
  •  Для работы с текстом пригодится умение малыша ориентироваться в пространстве, различать понятия «слева» — «направо», «сверху»-«вниз»
Обучение чтению 2

Методики обучения детей чтению

Существуют различные методики обучения детей чтению, применяемые в работе с дошкольниками: 

  • Обучение чтению по методу Глена Домана. Особенностью данной методики является то, что начинать обучение следует уже с 5-6 месяцев. Ребёнка окружают словами, написанными на ярких карточках и он механически с раннего возраста запоминает и удерживает зрительные образы простых слов в памяти.
  • Методика обучения чтению по кубикам Зайцева также относится к методикам раннего развития ребёнка и помогает научиться читать посредством восприятия ребёнком слогов. Данная методика предполагает предварительное приобретение наглядности: кубиков, состоящих из повторяющихся слогов, которые дети применяют при создании простых слов и набора обучающих таблиц. Ещё одной особенностью данной методики является то, что обучить ребёнка чтению возможно не изучая предварительно буквы.
  • Обучение чтению по складам – это также методика, применяемая в работе с дошкольниками. В этой методике звуки соединяются в склады, и слово не делится на слоги (Например: слово «кошка» при обучении слоговому чтению будет читаться как «кош-ка», при обучении чтению по складам «ко-ш-ка». Эта методика достаточно популярна, но в начальной школе зачастую педагогами используется метод слогового чтения, и ребёнку придётся переучиваться чтению по слогам. Это грозит тем, что в дальнейшем привычка делить слова на склады будет затруднять восприятие ребёнком текста и чтение будет замедленным.
Обучение чтению 3

Чтение по слогам

Хотелось бы подробнее остановиться на традиционной методике обучения детей чтению — чтение по слогам. В связи с тем, что в обучении чтению детей старше 4,5-5 лет эта методика помогает добиться наиболее быстрых результатов, она пользуется популярностью среди родителей, которые желают научить ребёнка читать самостоятельно. Её особенностью является то, что ребенок сначала складывает буквы в слоги, а слоги – в слова. Закрепление материала проходит через игру. В обучении детей чтению по слогам существует определённая последовательность:

    1. Знакомство с буквами. Его можно начать уже в 2-3 года. Запоминание образов букв обычно не вызывает у детей затруднений.

    2. Обучение складыванию слогов. Это достаточно сложное занятие, в основном в 5 лет ребёнок осознанно начинает складывать звуки в слоги. Не мешало бы познакомить ребёнка с понятиями гласные звуки (которые можно петь), согласные (твёрдые, мягкие) звуки. Научить различать на слух гласные и согласные звуки. Только после этого обозначать буквой услышанный звук. Для начала лучше предложить ребёнку сложить в слоги гласные звуки. С этим заданием ребёнку справиться легче, нежели складывать слоги, состоящие из согласных и гласных звуков. Далее предложить складывать открытые слоги, это когда на первом месте стоит согласный звук, а на втором гласный (Ла-Ло). Затем можно переходить к чтению закрытых слогов (слог заканчивается на согласный звук Ал-Ол ). Этот этап будет основным и самым сложным в обучении чтению дошкольников. Ему необходимо уделить самое большое количество времени. Чтобы не терять навык, заниматься нужно регулярно.

    3. Обучение слитному чтению. После того, как ребенок хорошо усвоил, как соединять буквы в слоги можно перейти к чтению простых слов.

Обучение чтению 4

Методика Надежды Жуковой

Существует эффективная методика обучению чтению по слогам Надежды Жуковой. В работе по данной методике применяется разработанный ею букварь. Для начала ребёнок должен знать гласные буквы, ему необходимо объяснить, что их поют. Знать алфавит в полном объёме совсем не обязательно.

При работе с букварём нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Буквы и слоги в букваре Н. Жуковой соединены специальными дорожками для объединения букв в слоги. По ним ребёнок ведёт пальчиком и тянет первый звук, соединив со вторым в конце дорожки. Так он наглядно усваивает процесс чтения.
  • Важно следить, чтобы ребёнок не разъединял звуки (не вставлял звук «э» между читаемыми буквами, например ЛэА, вместо Ла).
  • Обязательно нужно обращать внимание на артикуляцию звуков: первый произносится протяжно, второй — коротко.
  • Личный пример взрослого поможет ребёнку в обучении чтению, поэтому читать нужно вместе с ним и по очереди.
  • В ходе занятия можно давать малышу дополнительные задания: «Сколько звуков в слоге, который ты прочитал?», «Какой звук первый?», «Какой звук второй?».
Обучение чтению 5

Полезные советы

Чтобы привить ребёнку любовь к книге и поддержать у него интерес к занятиям чтением, предлагаем вам несколько советов:

  • Начните знакомить с алфавитом уже в раннем возрасте. Знакомьте с названиями букв в песенках, играх, мультфильмах, читайте лёгкие стихи и они обязательно отложатся в памяти ребёнка, а когда ребёнок заговорит, он сможет их осознанно рассказать.
  • Игра — главный вид деятельности дошкольников. Обучение чтению обязательно проводится в игровой форме.
  • Занятия должны быть систематичные.
  • Пробуждайте интерес к чтению у ребёнка. Это возможно сделать, читая ребёнку книги ежедневно. Посетите библиотеку, и предложите устроить дома детскую библиотеку. Пополняйте её детской художественной литературой, интересной вашему малышу.
  • В обучении чтению соблюдайте такие принципы педагогики, как последовательность и постепенность. Многие дети к началу овладения чтением знают все буквы, но не имеют понятия о звуках, поэтому сначала сформируйте представления о звуках, затем переходите к чтению по слогам и к обучению слитному чтению.

Обучение чтению — непростое занятие для педагогов, не говоря уже о родителях, не имеющих специальных педагогических знаний. Но ваши труды не останутся напрасными, главное проявить интерес к чтению вместе с ребёнком. И однажды вы будете приятно удивлены тому, что ваш малыш самостоятельно прочитает целиком вывеску на магазине или рекламном щите.

Copyright©2019 | Автор: Ольга Горбунова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *