
Особенности обучения чтению по слогам
Сам процесс обучения чтению по слогам имеет свои особенности:
- Начните с составления простых слогов. Для начала лучше предложить сложить в слоги гласные звуки, точнее «пропеть» их. Например: «Как поёт Алёнка?» (А-А-А), добавьте к букве «А» букву «У», «Как в лесу Алёнка зовёт своих подружек?» (А-А-А-У-У-У).
- Затем приступайте к обучению складывать в слоги согласный и гласный звуки. Поработайте с открытыми слогами (это те слоги, которые заканчиваются на гласный звук): «МА», «БА», «НА» и т.д. Предложите ребёнку впервые прочитать целое слово, состоящее из двух одинаковых слогов «МА-МА», «БА-БА». Это повысит самооценку ребёнка и будет мощнейшей мотивацией для дальнейшего овладения навыком чтения.
- Начните складывать слоги, начинающиеся на звонкие согласные (Л, М, Н, Р, Б, В, Г, Д, Ж). Только после этого приступайте к глухим согласными (П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ).
- Поработав с буквой «А», практикуйтесь в чтении слогов с остальными гласными буквами (сначала с буквами (О, Э, У, Ы), затем с йотированными гласными, которыми делают предшествующий согласный звук мягким (Я, Ё, Е, Ю, И).
- Когда механизм чтения слога будет усвоен в сочетании «согласный звук+гласный звук», можно переходить к чтению закрытых слогов (сочетание гласный + согласный АЛ, ОЛ, УЛ).
- Теперь начинаем читать по слогам простые слова РО-ЗА, РУ-КА, двусложные, затем трёхсложные.
И самое главное! Не торопите малыша, и не стремитесь, чтобы он сразу начал читать выразительно и бегло, дайте время на освоение такого сложного в его возрасте навыка слогового чтения.
Игровые упражнения, которые помогут вам научить ребёнка соединять буквы в слоги

Игровое упражнение «Соедини буквы в слог», на основе методики обучения чтению Н.С. Жуковой


Игровое упражнение «Сюрприз»
Игровое упражнение «Песенка из слогов»
Предложите ребёнку спеть необычную песенку. В ней нет слов, но есть слоги, которые ваш малыш уже умеет читать. Приготовьте наглядность с изображением слогов, которые будете петь. Пропевать их нужно не один раз. Дети намного легче воспринимают процесс соединения слогов, когда их показывают и поют.
Это упражнение лучше проделывайте только со слогами, не стоит пропевать слова, так как может получиться так, что малыш будет в дальнейшем пропевать целые предложения, даже не делая при этом паузы.


Игровое упражнение «Звуки подружились»
В эту игру вам будет не только интересно играть, но и весело! Здесь мы закрепим у ребёнка умение складывать в слоги не буквы, а звуки. Для игры вам понадобится только мяч. Расскажите ребёнку маленькую историю о звуках.
«Жили-были звуки А,О,У,И…. И были они очень грустные, потому что гуляли по одному и не было у них друзей, и не с кем им было играть и не к кому было сходить в гости. «Где же нам найти друзей?» — подумали звуки. И ничего они не придумали лучше, чем подружится между собой».
Предложите ребёнку помочь найти друзей для звуков. Объясните, что «Л» хочет подружиться с «О», и бросайте мяч ребёнку. Он ловит мяч и говорит «ЛО», затем бросает мяч обратно вам. Упражнение можно усложнить, предложить подружить один звук с разными звуками. Например: «Многие звуки захотели подружиться со звуком «О». Я буду называть звуки, которые хотят с ним подружиться, а ты называй слоги. Вы называете «Р», ребёнок отвечает «РО», «П»-«ПО» и так далее.

Как уже было сказано выше, обучение слоговому чтению может оказаться сложным для малыша. Поэтому запаситесь выдержкой и терпением. Не бросайте занятия и занимайтесь систематически, даже если процесс обучения затягивается. Главное, не дайте ребёнку потерять уверенность в себе из-за возникающих трудностей, хвалите за малейшие успехи. Сделайте так, чтобы у него не пропали интерес и желание к занятиям чтением. Придумывайте собственные игровые упражнения на основе тех, что мы вам предлагаем и обучайте ребёнка чтению через игру. Будьте уверены очень скоро ребёнок хорошо усвоит механизм складывания букв в слоги.
Copyright©2019 | Автор: Ольга Горбунова