Обучение ребенка слоговому чтению

Прежде, чем приступить к обучению слоговому чтению, убедитесь, что ребёнок уже достаточно хорошо усвоил,  что такое звук и что такое буква (звук-это то, что мы произносим, буква — это то, что мы видим), а также умеет обозначать звуки русской речи буквами. Этап, в процессе которого дети знакомятся с буквами, обычно не вызывает у детей затруднений, особенно если обучение проходило в виде игры. А вот научить ребёнка читать по слогам довольно сложно. К моменту, когда вы предложите ребёнку сложить буквы в слоги, он должен свободно ориентироваться в алфавите, без труда называть показанную ему букву.
1

Особенности обучения чтению по слогам

Сам процесс обучения чтению по слогам имеет свои особенности:

  • Начните с составления простых слогов. Для начала лучше предложить сложить в слоги гласные звуки, точнее «пропеть» их. Например: «Как поёт Алёнка?» (А-А-А), добавьте к букве «А» букву «У», «Как в лесу Алёнка зовёт своих подружек?» (А-А-А-У-У-У).

  • Затем приступайте к обучению складывать в слоги согласный и гласный звуки. Поработайте с открытыми слогами (это те слоги, которые заканчиваются на гласный звук): «МА», «БА», «НА» и т.д. Предложите ребёнку впервые прочитать целое слово, состоящее из двух одинаковых слогов «МА-МА», «БА-БА». Это повысит самооценку ребёнка и будет мощнейшей мотивацией для дальнейшего овладения навыком чтения.

  • Начните складывать слоги, начинающиеся на звонкие согласные (Л, М, Н, Р, Б, В, Г, Д, Ж). Только после этого приступайте к глухим согласными (П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ). 

  • Поработав с буквой «А», практикуйтесь в чтении слогов с остальными гласными буквами (сначала с буквами (О, Э, У, Ы), затем с йотированными гласными, которыми делают предшествующий согласный звук мягким (Я, Ё, Е, Ю, И). 

  • Когда механизм чтения слога будет усвоен в сочетании «согласный звук+гласный звук», можно переходить к чтению закрытых слогов (сочетание гласный + согласный АЛ, ОЛ, УЛ). 

  • Теперь начинаем читать по слогам простые слова РО-ЗА, РУ-КА, двусложные, затем трёхсложные.

И самое главное! Не торопите малыша, и не стремитесь, чтобы он сразу начал читать выразительно и бегло, дайте время на освоение такого сложного в его возрасте навыка слогового чтения.

Игровые упражнения, которые помогут вам научить ребёнка соединять буквы в слоги

2

Игровое упражнение «Соедини буквы в слог», на основе методики обучения чтению Н.С. Жуковой

Возьмите две карточки с буквами, которые вы хотите объединить в слог, положите их на небольшом расстоянии. Обозначьте дорожку между буквами и ведите по ней пальчиком, карандашом или указкой (можно воспользоваться любой маленькой игрушкой из киндер-сюрприза, например, которая будет «бежать» по этой дорожке). В это время проговаривайте первый звук, пока он не присоединится ко второму. Объясните малышу, что нужно тянуть первую букву, пока она не добежит до второй.
3
Как вариант этой игры можно нарисовать весёлый поезд, присоединять вагоны к паровозу, соответственно на паровозе и вагончиках располагаются буквы, которые нужно объединить в слоги.
4

Игровое упражнение «Сюрприз»

Для этого упражнения вам понадобятся карточки с буквами. Покажите ребёнку первую букву слога, который хотите прочитать, попросите произнести её. Сюрпризом для ребёнка будет появление второй буквы слога, ведь малыш не знает какую букву вы для него приготовили, чтобы сложить слог. Предложите ему потянуть первую букву, пока не появится вторая. При показе второй буквы ребёнку нужно сразу же её озвучить. Первая карточка при этом убирается. Старайтесь, чтобы слог ребёнок называл полностью, не разрывая звучание двух букв. («ЛЛЛААА»).

Игровое упражнение «Песенка из слогов»

Предложите ребёнку спеть необычную песенку. В ней нет слов, но есть слоги, которые ваш малыш уже умеет читать. Приготовьте наглядность с изображением слогов, которые будете петь. Пропевать их нужно не один раз. Дети намного легче воспринимают процесс соединения слогов, когда их показывают и поют.

Это упражнение лучше проделывайте только со слогами, не стоит пропевать слова, так как может получиться так, что малыш будет в дальнейшем пропевать целые предложения, даже не делая при этом паузы.

Игровое упражнение «Звуки подружились»

В эту игру вам будет не только интересно играть, но и весело! Здесь мы закрепим у ребёнка умение складывать в слоги не буквы, а звуки. Для игры вам понадобится только мяч. Расскажите ребёнку маленькую историю о звуках.


«Жили-были звуки А,О,У,И…. И были они очень грустные, потому что гуляли по одному и не было у них друзей, и не с кем им было играть и не к кому было сходить в гости. «Где же нам найти друзей?» — подумали звуки. И ничего они не придумали лучше, чем подружится между собой».


Предложите ребёнку помочь найти друзей для звуков. Объясните, что «Л» хочет подружиться с «О», и бросайте мяч ребёнку. Он ловит мяч и говорит «ЛО», затем бросает мяч обратно вам. Упражнение можно усложнить, предложить подружить один звук с разными звуками. Например: «Многие звуки захотели подружиться со звуком «О». Я буду называть звуки, которые хотят с ним подружиться, а ты называй слоги. Вы называете «Р», ребёнок отвечает «РО», «П»-«ПО» и так далее.

Как уже было сказано выше, обучение слоговому чтению может оказаться сложным для малыша. Поэтому запаситесь выдержкой и терпением. Не бросайте занятия и занимайтесь систематически, даже если процесс обучения затягивается. Главное, не дайте ребёнку потерять уверенность в себе из-за возникающих трудностей, хвалите за малейшие успехи. Сделайте так, чтобы у него не пропали интерес и желание к занятиям чтением. Придумывайте собственные игровые упражнения на основе тех, что мы вам предлагаем и обучайте ребёнка чтению через игру. Будьте уверены очень скоро ребёнок хорошо усвоит механизм складывания букв в слоги.

Copyright©2019 | Автор: Ольга Горбунова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *