Учим ребенка звуковому анализу слова

Впервые родители сталкиваются с понятием «звуковой анализ слова» в тот момент, когда решили всерьёз заняться обучением ребёнка чтению. Но далеко не каждый обращает на него должное внимание, а многие просто не понимают, зачем забивать малышам голову столь трудной темой, когда ребёнок ещё не научился читать. На самом деле ответ прост. Именно звуковой анализ слов поможет понять разницу между звуками и буквами, научить различать звуки на слух и не путать слова (Лак-Рак). Ознакомление со звуками речи является основой на пути к успешному обучению дошкольников слитному чтению. Уже в этом возрасте следует хорошо поработать над развитием фонематического слуха. Не сформировать у ребёнка основ звукового анализа слов, значит обречь его на неграмотное чтение и письмо в будущем. Учить анализировать слова лучше начинать, когда ребёнку исполнилось 5 лет.
11111

Что же такое звуковой анализ?

  •  Это умение определить есть ли в слове заданный звук, выявить правильное местонахождение звука (в начале слова, в середине или в конце).

  •  Умение выделять ударные и безударные звуки, устанавливать последовательность звуков в слове, их количество.

  • Способность различать звуки и буквы, слог и слово, гласные и согласные звуки, определять на слух твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие.

  •  Умение посчитать слоги в словах.

Готовим оборудование

Необходимо подготовить специальное пособие – схемы слов — нарисуйте в ряд клетки, их количество должно совпадать с количеством звуков в слове (на первых порах можно сделать их с картинками, чтобы ребёнку было интереснее, а потом достаточно применять только схемы). Ещё понадобятся разноцветные фишки одного размера с клетками на схемах (белые – для обозначения всех звуков на начальном этапе обучения анализу, красные — для обозначения гласных, синие — для обозначения твёрдых согласных, зелёные — для обозначения мягких согласных, чёрные для ударных гласных).

22222

Начинаем работать над словами

Прежде чем учить ребёнка, сами научитесь выделять интонацией в слове звук. Поверьте, это не так уж и просто! Выделить звук интонацией — это значит, произнести его длиннее и громче, чем остальные. К примеру, в слове «роза» звук «Р» можно произнести длиннее, чем все другие звуки (ррроза), а в слове «дым» звук «Д» можно произнести громче остальных (Дым). Выделить звук интонацией дети смогут, только если взрослый покажет им правильный образец. Когда вы сами овладели хорошо этим умением, приступайте к обучению ребёнка, только строго следуйте такому правилу: выделять звук, независимо от его местоположения в слове, нужно слитно проговаривая всё слово целиком (например, рррыба, дорррога, моторрр). Очень часто дети затрудняются в таком произнесении слов. Это происходит потому, что ребёнку нужно переключиться со смысла слова, на его произнесение. Поэтому ребёнку нужно несколько раз услышать образец взрослого, только потом повторить.

Предложите малышу рассмотреть несколько картинок (лук, капуста, арбуз), затем послушать как вы скажите слово «Лук»-ЛЛЛУК. Попросите ребёнка также произнести слово. Уточните, какой звук вы произносили дольше остальных («Л»). Следите, чтобы проговаривая звуки отдельно, ребёнок не присоединял к согласному гласный звук («Лэ»), так произносить звуки неверно. Теперь, слово «Капуста» — каПуста. Поинтересуйтесь, какой звук вы произнесли в слове громче остальных? Предложите ребёнку повторить слово также. Теперь поработайте со словом «Арбуз».

После того, как ребёнок научился выделять звук в слове, можно приступать к работе со звуковыми схемами. Как они выглядят мы уже описали выше. Начинайте анализировать простые односложные, и затем двусложные слова (лук, кит, кот, мак, дом, дым, лук, роза, луна, лиса). Приготовьте себе небольшую указку, которой можно будет вести по звуковой схеме, когда проговариваете слово, задерживать на звуке, выделяемом голосом

33333

А теперь поработаем со словом «Дом». Скажите ребёнку, что сейчас вы узнаете какие звуки есть в слове «Дом». Проводите указкой по схеме из трёх звуков и произнесите отчётливо каждый звук. Теперь предложите ребёнку сделать то же самое. Не забывайте, ребёнок ведёт указкой в это время по звуковой схеме. Убедитесь в том, что он научился пользоваться указкой, может ускорить или замедлить её перемещение при выделении звука интонацией.

Итак, выделяем первый звук «Дом», ребёнок повторяет и задерживает указку на первой клеточке схемы. Называет звук изолированно «Д» и обозначает его фишкой. На начальном этапе все звуки обозначаем белыми фишками. То же самое проделаем со вторым и третьим звуками «О», «М». После этого предложите «прочитать» слово ребёнку, проводя последовательно указкой под схемой. В этот момент обращайте внимание ребёнка на последовательное выделение звуков интонацией в соответствии с движением указки. Пусть ребёнок усвоит, что произнесение слова должно совпадать с движением указки. Для него это не так просто, поэтому делайте это последовательно из занятия в занятие. Будьте терпеливы, пока ребёнок не станет автоматически выполнять это условие работы со звуковой схемой. Придумайте сказку о звуках, которые живут каждый в своём домике. А домики для них — это клеточки звуковой схемы. Каждый звук живёт в своём домике один.

44444

Теперь давайте познакомим малыша с гласными звуками. Объясните ему, что произносятся они легко, их можно пропеть, прокричать. Предложите произнести несколько гласных звуков (А,О,У). Объясните ребёнку, что теперь, когда вы будете анализировать слова, то гласные звуки будете обозначать красными фишками. Обязательно познакомьте с термином «гласный звук». И каждое занятие закрепляйте, какие звуки вы называете гласными.

После ознакомления с гласными звуками, ребёнка знакомят с согласными звуками, учат различать их на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, а также обозначать фишками (твёрдые согласные — синими, мягкие согласные — зелёными). Для лучшего понимания различия между твёрдыми и мягкими согласными можно предложить ребёнку сопоставить пары звуков т-ть, л-ль, н-нь, между звонкими и глухими сопоставить пары д-т, г-к и т.д. Но также нужно обратить внимание детей на то, что некоторые звуки не имеют пары (ж, ц, ш) — всегда твёрдые согласные, звуки (й,ч,щ) – всегда мягкие согласные. Звуки (ц,х,ч,щ) – всегда глухие, (м,н,л,р,й) – всегда звонкие

55555
66666

Не забывайте знакомить с терминами «твёрдый согласный» и «мягкий согласный звук», «глухой согласный» и «звонкий согласный» и закреплять их на каждом занятии.

Ну вот, теперь, работая со звуковыми схемами, белые фишки уже не понадобятся, мы с вами знаем какой фишкой обозначить каждый звук в слове.

77777

На что стоит обратить внимание?

  •  Необходимо также научить их выделять ударные и безударные звуки в словах. Здесь опять будет велика роль взрослого. Объясните, что ударными бывают только гласные звуки. Произнесите слово полностью, длительно выделяя ударный гласный звук. Ведите указкой под словом, выложенным фишками, задержитесь на ударном гласном. И спросите, какой звук вы выделили голосом. Он и является ударным. Например, в слове «ЛУНААА» звук «А» является ударным гласным. А теперь поставьте ударение на звук «У», получается «ЛУУУНА». Малышу будет смешно слышать «неправильное слово». Объясните, что звук «у» безударный. Для обозначения ударного гласного звука на схеме используем чёрную фишку.
888888
  •  Деление слов на слоги также важно в формировании знаний о звуках. Объясните малышу, что слова можно разделить на части, их может быть две, три, четыре может быть и больше, может быть и одна часть. Это зависит от того длинное слово или короткое. Такие части слова называются слогами. На примере какого-нибудь слова покажите, как слово делится на слоги: медленно скажите слово РОЗА, простучите его карандашом по столу, самое простое упражнение — прохлопать слово в ладоши и посчитать хлопки. Сколько хлопков, столько и слогов.

  •  Ребёнок дошкольного возраста способен овладеть основами звукового анализа слов. И мы взрослые должны познакомить его с самыми простыми свойствами звуков. При подборе слов для звукового анализа на начальном этапе учтите, что некоторые гласные буквы в определённом положении могут давать 2 звука — Е (ЙЭ), Ё (ЙО), Ю (ЙУ), Я (ЙА). Это называется «йотированной функцией гласных». Если они стоят после согласного, то звучат как один звук и делают согласный мягким (например, ЛЕС). При этом после мягкого согласного мы слышим звук Э. В слове МЯЧ. после мягкого согласного мы слышим звук А. В других положениях (в начале слова, после гласного звука, а также после мягкого и твёрдого знаков) йотированные гласные звучат как два звука (например, «ЯМА» — ЙАМА, «ЁЖ»- ЙОЖ), а следовательно и составляя схему для анализа такого слова нужно учитывать, что количество клеток будет больше, так как йотированный звук обозначается двумя фишками Й-зелёной (это мягкий согласный), Я — красной, (это гласный звук). Поэтому внимательно подбирайте материал. Слова с йотированными гласными лучше не использовать до тех пор, пока ребёнок не научился анализировать слова, не содержащие их
999999
  •  Наряду со звуковым анализом слов со временем проводится знакомство с буквами. Так ребёнок усваивает, что буква обозначает звук и фишка заменяется буквой.
101010
Как вы уже успели понять, научиться звуковому анализу сложно. Даже не каждый взрослый полностью овладевает этим умением. Но главное, осознать, что это необходимо для вашего малыша, приложить совместные усилия и поверьте у вас всё получится!

Copyright©2019 | Автор: Ольга Горбунова

Один комментарий к “Учим ребенка звуковому анализу слова”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *